«Рассмотрено и принято»: на заседании педагогического совета Протокол №_____ от «____» __________2017г «УТВЕРЖДАЮ»: Заведующи鬬¬ МБОУ HОШ c.Майский МР Иглинский район РБ ________Биктимирова Н.В. Приказ № ____ от «____» _______ 2017 г ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разра¬ботано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", с , Уставом МБОУ «НОШ с.Майский», программой развития школы и регламентирует содержание и по¬рядок проведения внутришкольного контроля администрацией. 1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образова¬тельного процесса, основных ре¬зультатов деятельности образова¬тельного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администра¬ции школы наблюдений, обследо¬ваний, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в преде¬лах своей компетенции за соблю¬дением работниками школы. Процедуре внутришкольного кон¬троля предшествует инструктиро¬вание должностных лиц по вопро¬сам его проведения. 1.3. Целями внутришкольного кон¬троля являются: - совершенствование деятельно¬сти образовательного учреждения; - повышение мастерства учите¬лей; - улучшения качества образова¬ния в школе. 1.4. Задачи внутришкольного кон¬троля: - выявление случаев нарушений и неисполнения Устава и локальных нормативных актов учреждения, принятие мер по их пресечению; - анализ причин, лежащих в осно¬ве нарушений, принятие мер по их предупреждению; - анализ и экспертная оценка эф¬фективности результатов деятель¬ности педагогических работников; - анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; - оказание методической помощи педагогическим работникам в про¬цессе контроля. 1.5. Функции внутришкольного контроля: - информационно-аналитическая; - контрольно-диагностическая; - коррективно-регулятивная. 1.6. Заведующий школы осуществ¬ляет внутришкольный контроль ре¬зультатов деятельности работни¬ков по вопросам: - использования методического обеспечения в образовательном процессе; - реализации утвержденных обра¬зовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков; - соблюдения устава, правил внут¬реннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; - соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контро¬ля успеваемости; - своевременности предоставле¬ния отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обес¬печения, предусмотренных законо¬дательством Российской Федера¬ции; - другим вопросам в рамках ком¬петенции заведующего школы. 1.7. При оценке учителя в ходе внут¬ришкольного контроля учитывается: - выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, прове¬дение практических работ, конт¬рольных работ, экскурсий и др.); - уровень знаний, умений, навы¬ков и развитие учащихся; - степень самостоятельности уча¬щихся; - владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуаль¬ными умениями; - дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; - совместная деятельность учите¬ля и ученика; - наличие положительного эмоци¬онального микроклимата; - умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, ин¬формации, иллюстраций и другого материала, направленного на усво¬ение учащимися системы знаний); - способность к анализу педаго¬гических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической де¬ятельности; - умение корректировать свою де¬ятельность; - умение обобщать свой опыт; - умение составлять и реализовы¬вать план своего развития. 1.8. Методы контроля над дея¬тельностью учителя: - анкетирование; - тестирование; - мониторинг; - наблюдение; - изучение документации; - анализ самоанализа уроков; - результаты учебной деятельно¬сти обучающихся. 1.9. Методы контроля над ре¬зультатами учебной деятельности: - наблюдение; - устный опрос; - письменный опрос; - письменная проверка знаний (контрольная работа); - комбинированная проверка; - беседа, анкетирование, тести¬рование; - проверка документации. 1.10. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде: • плановых проверок, которые осуществляют¬ся в соответствии с утвержденным планом ВШК, который обеспе¬чивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводит¬ся до членов педагогического кол-лектива в начале каждой учебной четверти. • оперативных проверок, которые осуще¬ствляются в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обраще¬ниях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситу¬аций в отношениях между участни¬ками образовательного процесса. • в виде мониторинга, который предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного реше¬ния задач управления качеством образования (результаты образова-тельной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организа¬ция питания, выполнение режим¬ных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педаго¬гического мастерства и т.д.). • административной работы, которая осу¬ществляется заведующим школы с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успева¬емости и промежуточной аттеста¬ции обучающихся. 1.11. Виды внутришкольного кон¬троля: • предварительный — предвари¬тельное знакомство; • фронтальный; • текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспита¬тельным процессом; • итоговый — изучение результа¬тов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год. 1.12. Формы внутришкольного контроля: • входной; • предварительный; • предметно – обобщающий; • персональный; • тематический; • классно-обобщающий; • обзорный; 1.13. Правила внутришкольного контроля: • внутришкольный контроль осу¬ществляет заведующий школы; • продолжительность тематичес¬ких или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с по¬сещением не более 5 уроков, за¬нятий и других мероприятий; • при проведении планового кон¬троля не требуется дополнитель¬ного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных слу¬чаях заведующий может посещать уроки учителей школы без предварительного пре-дупреждения; • при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков; • в экстренных случаях педагоги¬ческий работник предупреждается не менее чем за 1 час до посеще¬ния уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законо¬дательства об образовании). 1.14. Основания для внутришкольного контроля: • заявление педагогического ра¬ботника на аттестацию; • плановый контроль; • проверка состояния дел для под¬готовки управленческих решений; • обращение физических и юри¬дических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.15. Результаты внутришкольного контроля: • результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки о результатах внутришкольного кон¬троля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содер-жать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложе¬ния. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента за¬вершения проверки. • по итогам внутришкольного конт¬роля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: а) проводятся заседания педаго¬гического или методического со¬ветов, производственные совеща¬ния, рабочие совещания с педаго¬гическим составом; б) сделанные замечания и предло¬жения фиксируются в документа¬ции согласно номенклатуре дел школы; в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагоги¬ческих работников, но не являют¬ся основанием для заключения экспертной группы. 1.16. Решения по внутришкольному контролю: Заведующий школы по резуль¬татам внутришкольного контроля принимает следующие решения: • об издании соответствующего приказа; • об обсуждении итоговых мате¬риалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; • о проведении повторного конт¬роля с привлечением определен¬ных специалистов (экспертов); • о привлечении к дисциплинар¬ной ответственности должностных лиц; • о поощрении работников; • иные решения в пределах своей компетенции. 1.17. Оформление результатов: О результатах проверки све¬дений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а так¬ же в обращениях и запросах дру¬гих граждан и организаций, сооб-щается им в установленном по¬рядке и в установленные сроки. 2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 2.1. Персональный контроль предполагает изу¬чение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 2.2. В ходе персонального конт¬роля руководитель изучает: • уровень знаний учителя в облас¬ти современных достижений психо¬логической и педагогической науки, профессиональное мастерство учи¬теля; • уровень овладения учителем технологиями развивающего обу¬чения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; • результаты работы учителя и пути их достижения; • способы повышения професси¬ональной квалификации учителя. 2.3. При осуществлении персо¬нального контроля руководитель имеет право: • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими програм¬мами (тематическим планировани¬ем, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методи¬ческого объединения и может корректироваться в процессе рабо¬ты), поурочными планами, классны¬ми журналами, дневниками и тетра¬дями учащихся, протоколами роди¬тельских собраний, планами воспи¬тательной работы, аналитическими материалами учителя; • изучать практическую деятель¬ность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприя¬тий; • проводить экспертизу педагогической деятельности; • проводить мониторинг образо¬вательного процесса с последую¬щим анализом полученной инфор¬мации; • делать выводы и принимать уп¬равленческие решения. 2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право: • знать сроки контроля и крите¬рии оценки его деятельности; • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями ад¬министрации; • обратиться в конфликтную ко¬миссию профкома школы или вы¬шестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонально¬го контроля деятельности учителя оформляется справка 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 3.1. Тематический контроль про¬водится по отдельным проблемам деятельности школы. 3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциа¬ции, коррекции обучения, устране¬ния перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. 3.3. Тематический контроль на¬правлен не только на изучение фак¬тического состояния дел по конк¬ретному вопросу, но и на внедре¬ние в существующую практику тех¬нологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. 3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой раз¬вития школы, проблемно-ориенти¬рованным анализом работы школы по итогам учебного года, основны¬ми тенденциями развития образо¬вания в городе, регионе, стране. 3.5. Члены педагогического кол¬лектива должны быть ознакомле¬ны с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. 3.6. В ходе тематического контро¬ля: • проводятся тематические ис¬следования (анкетирование, тес¬тирование); • осуществляется анализ практи¬ческой деятельности учителя, классного воспитателя, классно¬го руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; • посе¬щение уроков, внеклассных ме¬роприятий, занятий кружков, сек¬ций; • анализ школьной и классной документации. 3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде зак¬лючения или справки. 3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тема¬тического контроля на заседани¬ях педсоветов, совещаниях при заведующей или заместителях, за¬седаниях методических объедине¬ний. 3.9. По результатам тематическо¬го контроля принимаются меры, направленные на совершенство¬вание учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. 3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним до¬кументом. 4. КЛАССНО - ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ 4.1. Классно-обобщающий конт¬роль осуществляется в конкретном классе или параллели. 4.2. Классно-обобщающий конт¬роль направлен на получение ин¬формации о состоянии образова¬тельного процесса в том или ином классе или параллели; 4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспита¬тельной работы в отдельном клас¬се или классах: • деятельность всех учителей; • включение обчающихся в познава¬тельную деятельность; • привитие интереса к знаниям; • стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самооп¬ределении; • сотрудничество учителя и уча¬щихся; • социально-психологический климат в классном коллективе. 4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определя¬ется необходимой глубиной изуче¬ния состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. 4.6. Члены педагогического кол¬лектива предварительно знако¬мятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы. 4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводят¬ся мини-педсоветы, совещания при заведующем, классные часы, родительские собрания. 5. КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Комплексный контроль с целью получения полной информации о состоянии образо-вательного процесса в школе в це¬лом или по конкретной проблеме. 5.2. Для проведения комплексно¬го контроля создается группа, со¬стоящая из членов администрации образовательного учреждения, ру¬ководителей методических объе-динений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. 5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разрабо¬тать план проверки, распределить обязанности между собой. 5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 5.5. Члены педагогического кол¬лектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения ком¬плексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не ме¬нее чем за месяц до ее начала. 5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на ос¬новании которой заведующий шко¬лы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администра¬ции) и проводится заседание педа¬гогического совета, совещание при директоре. 5.7. При получении положитель¬ных результатов данный приказ снимается с контроля; 5.8. По итогам внутришкольного конт¬роля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: а) проводятся заседания педаго¬гического или методического со¬ветов, производственные совеща¬ния, рабочие совещания с педаго¬гическим составом; б) сделанные замечания и предло¬жения фиксируются в документа¬ции согласно номенклатуре дел школы; в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагоги¬ческих работников, но не являют¬ся основанием для заключения экспертной группы. 5.9. Заведующий школы по резуль¬татам внутришкольного контроля принимает следующие решения: • об издании соответствующего приказа; • об обсуждении итоговых мате¬риалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; • о проведении повторного конт¬роля с привлечением определен¬ных специалистов (экспертов); • о привлечении к дисциплинар¬ной ответственности должностных лиц; • о поощрении работников; • иные решения в пределах своей компетенции. 5.10. О результатах проверки све¬дений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а так¬ же в обращениях и запросах дру¬гих граждан и организаций, сооб-щается им в установленном по¬рядке и в установленные сроки.